Конспекты занятий как раньше на руси хлеб выращивали
Конспекты занятий как раньше на руси хлеб выращивали
Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе).
Автор: Ахметзянова Файруза Адиповна, воспитатель II квалификационной категории, ДОУ №40, г. Альметьевск, Республика Татарстан
О себе: Закончила Чистопольское педагогическое училище в 1987 году, общий педагогический стаж 21 год, 13 из которых я работаю в данном учреждении. В свободное время я занимаюсь шитьем и чтением художественной литературы. Воспитываю дочь.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?
Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).
Воспитатель: А сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.
Катя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?
Воспитатель: А из чего муку получают?
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?
Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?
Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, и дождей в меру.
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Катя: Без хлеба – нет обеда.
Маша: Много света – много хлеба.
Лиля: Хлеб всегда надо доедать.
Вероника: Будет хлеб — будет и песня.
Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.
Саша: Хлеб – всему голова.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)
Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
Воспитатель: А куда доставляют муку?
Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.
Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!
Подпишись
Формула счастья
https://t.me/@formula_happiness
Канал о том, как научиться быть счастливым, здоровым и успешным:
-
авторские посты;
- Конкурс поделок «Летняя фантазия».
Июнь 27, 2019 - Летняя географическая игра «Вокруг света».
Июль 1, 2019 - Летняя игра для учащихся начальной школы «Город Умников».
- Конкурс «Солнечное лето».
Июль 4, 2019 - Семейный конкурс «Летний праздник».
Июль 11, 2019 - Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Учить разгадывать загадки;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
- Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
-
обзор книг и иностранной прессы по теме;
-
советы успешных людей;
-
содержательный материал по тематике канала каждый день.
Инструкция по установке Telegram telegram.org.ru
Анонсы
indigo-mir.ru
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»
Нина Мороз
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
«Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Старшая группа
Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»
Образовательные задачи:
Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;
Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
-Вы любите с мамами ходить по магазинам?
— А какой магазин вам нравится больше всего?
— А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.
2. Актуализация знаний
Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)
Физкультминутка (А. Железнова)
В далёкий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай.
Пусть дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё мы делаем, играя,
Вот история какая!
На экране появляется витрина хлебного магазина.
Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.
— Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)
— Как называется этот магазин?
— Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)
— А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)
— А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)
— Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.
-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.
— Хотите помочь Незнайке?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:
— Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.
— Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?
— Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).
— Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)
4. Открытие нового знания
— Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
— Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?
— Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)
— Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
— Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
— Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?
— Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)
— Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.
Я, хочу рассказать вам одну историю.
В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:
— Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:
— Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, — а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.
— А вы как думаете?
Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.
— Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:
-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.
Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?
А земелюшка ему и подсказывает: — Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.
— А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:
— запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.
Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:
Сею, вею, посеваю,
Хлебом землю засеваю. (Повторите)
Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.
Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.
Загадка: отгадайте загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят. (колос)
-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/
ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут
Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.
Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Отгадайте, что это?
Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)
Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.
Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)
Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)
Мели-мели, засыпай (те же движения)
И в мешочки набивай (движение «Сито»)
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.
А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)
— Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.
5. Включение нового знания в систему знаний детей.
— Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?
Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.
— Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.
6. Осмысление
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
— Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)
— Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)
— Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).
Конспект досуга по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Конспект досуга по познавательному развитию с использованием технологии развивающего обучения КВН «Хлеб- всему голова!» Цель: расширить.
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Предки наши славяне» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе. «Предки наши славяне» Активизация словаря: предки, славяне, дымковская игрушка, примакивание,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Хлеб — богатство России» МБОУ «Сахзаводская СОШ» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Хлеб – богатство России». Для детей подготовительной.
Конспект образовательной проблемно-игровой и практической ситуации «Наши умные помощники — органы чувств» Задачи: — формировать у детей представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира, о том, что для нормального функционирования.
Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию «Орнамент» Видео Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие художественных навыков детей. Поставленная.
Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Елочные игрушки для белочки» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.
Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки» Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки». Цель: продолжать приобщать к культуре и традициям русского.
Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда к нам хлеб пришёл» Программное содержание: Уточнить знания детей о том, как появляется у нас хлеб. Напомнить, какой путь должно пройти зерно,перед тем как.
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для средней группы «Домик для зайчика» Конспект составлен с учетом системно-деятельностного подхода. Занятие направлено на развитие познавательных навыков детей. Поставленная.
www.maam.ru
Конспект занятия в старшей группе «как наши предки выращивали хлеб» .
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi.doc | 771 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»
1. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб — это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).
2. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.
4. Инд. раб. с Яной И. Сашей И. Викой Ч . . Активизировать словарь: прилагательные — пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные — серп, цепа; хлебобулочные изделия.
Материал к занятию: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.
Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
— Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (Хлеб).
— Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)
А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо.
А как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная) Почему? (Чтобы семена ровно ложились в борозды)
— Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?(солнце, вода, тепло)
Физминутка «Колосок растет»
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу)
— Народ сложил много пословиц о хлебе. Какие пословицы вызнаете?
Хлеб всему голова.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Хлеб ногами топтать — народу голодать.
Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.
Вода вымоет, хлеб накормит.
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
И обед не в обед, коли хлеба нет.
— Молодцы, ребята, много пословиц знаете.
Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»
— Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу — ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.
Как же вырастить хлеб?
Игра: «Что сначала, что потом?
Дети последовательно раскладывают карточки: зернышко на пашне, росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб.
— Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?
Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
— Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?
Хлеб растет не для объедков,
От зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
— Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины) . А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия) .
— Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Мы сегодня с вами тоже сделаем свои караваи (работа соленым тестом)
Практическая часть: дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия.
Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:
Дай бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа
Рожь ужимиста
С колосу осьмина
С ползерна пирог
Счастья дай вам бог!
— Ребята, а сейчас мы с вами попьем чай с караваем и угостим наших гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.ТЕМА: «НАШИ ИМЕНА»ЦЕЛЬ: Способствовать гармонизации осознавать своё имя. Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Ознакомить с положением: кажды.
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.
Формирование представлений о правилах дорожного движения, светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, способности к предвидению возможной опасност.
Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб –всему голова.
Цели: познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: репродукции картин А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Р.
Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его в работе с детьми.
Задачи: Дать знания детям о государственном празднике 23 февраля, о Российской армии и родах войск (моряки, пограничники, летчики).Уточнить представление о защитнике Отечества – воине, охраняющем и за.
nsportal.ru
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Как выращивают хлеб»
Цели:
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Материал:
Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Предварительная работа:
Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
I. Оргмомент
Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.
В-ль: Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!
В-ль: Правильно, это хлеб.
Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.
Дети рассматривают, обговаривают.
В-ль: А кто знает, из чего все это делают?
В-ль: А что такое мука, из чего её получают?
В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
В-ль: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …..
Ответ детей. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
В-ль: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)
Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе …
В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?
Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
В-ль: Что же делает комбайн?
В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!
Стали зернышки мукою.
В-ль: Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Физ. минутка “Тестомесы”
В-ль: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?
В-ль: Манную крупу делают из пшеницы.
В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
В-ль: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
В-ль: Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
В-ль: Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
В-ль: Как нужно относиться к хлебу?
В-ль: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Откуда хлеб пришел»
Главная > Конспект
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Стаж педагогической работы 29 лет
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: « Откуда хлеб пришел».
Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материал: серп, цеп, картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай.
Воспитатель: Послушайте загадку:
« Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый».
— Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? ( Из муки) . А какая бывает мука? ( Пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый ), а из ржаной? (Темный).
— Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно).
— А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? ( Безветренная). Почему?
— Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? ( Солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик.
« Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки».
— Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.
— А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.
Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (Избы). Все ли избы были одинаковыми? А какие дома научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?
Физминутка « Колос растет».
Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).
— Что значит бережно?
— Куда деть крошки?
— Кому сейчас голодно?
— Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют».
— Правда, хорошие слова?
— На Руси хлеб называли «Каравай».
Аня выучила стихотворение « Каравай».
Стук в дверь. Входит повар.
— Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:
— Золотые руки растят!
— что это за золотые руки?
— Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.
gigabaza.ru
Конспект занятия по познавательному развитию в подг.гр. «Откуда пришёл хлеб»
МАОУ ДС № 210 «Ладушки» корпус 4
Конспект проведения открытого занятия
по познавательному развитию
в подготовительной группе № 81
«Откуда пришёл хлеб»
Подготовил: воспитатель Гринес Е.А.
1.Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время, о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания, о том, что его очень трудно вырастить. 2.Продолжать знакомить детей со злаковыми культурами (пшеница, рожь). 3.Развивать исследовательские умения. Расширять словарный запас.
4.Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; с разнообразием хлебобулочных изделий;
5. Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам) бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: хлеборобы, пшеничная, ржаная, пашня, нива, жатва, элеватор.
Оборудование: картины, колосья, мука, зерна, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, тесто, каравай, рушник.
Предварительная работа: Чтение стихов, пословиц, рассказов оформление мини – музея «Все о хлебе».
Воспитатель: Послушайте загадку:
« Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый».
— Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине.
Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.
«К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно).
— А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? ( Безветренная). Почему?
— Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик.
« Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки».
— Но русский народ не только пел «заклички» про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.
— А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).
«Хлеб – батюшка, водица матушка»
«Хлебец ржаной — отец родной»
«Хлеб – наше богатство»
«Хлеб – наша сила
— Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали «цеп» – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением.
Гостя встречали всегда хлебом и солью.
(звучит музыка « .» и ребёнок вносит каравай и предлагает гостям отведать хлеб-соль)
(Чтение стихотворения С. Погореловского)
Вот он — хлебушек душистый.
Вот он — теплый, золотистый,
В нем – здоровье
В нем — чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
А какие ещё вы знаете пословицы о хлебе?
«Хлеб — всему голова!»
«Без хлеба — нет обеда!»
«Будет хлеб — будет и песня»
«Без хлеба не вкусно и не сытно»
Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. (показать кусочек хлеба в 125 гр) Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб — это их жизнь.
-А сейчас послушайте загадку:
«Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит»
Сейчас мы с вами посмотрим на картину, где изображена частица труда колхозников выращивающих хлеб. Расскажите, что вы видите на ней.
(На поле работает трактор, пашет земли)
-Что делает трактор? (Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна).
-А кто управляет «стальным копьем» — (тракторист).
-А для чего пашут землю?
— Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».
Труд земледельцев начинается со вспашки земли. И вот наступает ответственная пора. Какая? ( Да, сев).
-Как проводится сев?
— Какая техника помогает хлеборобам? (Рассказ детей дополняет воспитатель.)
К трактору прицепляют сеялки в ряд. В бункер сеялки насыпают зерно и рассеивают рядом по полю. Какие зерна сеют? (Пшеницу, рожь, овес, ячмень).
— А что необходимо для роста зерновых культур? (ответы детей)
(Обращаю внимание на следующую картинку, где изображен агроном). Участие принимает в выращивании хлеба агроном. Он следит за тем, как развиваются, растут зерновые культуры, не поедают ли их вредители, не пора ли начать жатву.
Зерновые культуры растут, развиваются, начинают колоситься, в колосе образуются мучнистые зерна.
Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
«Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду — всюду
Сыпет белый порошок»
Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать.
На ветру качаются
На ветру качаются
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?
Найдите картинку комбайна.
Кто работает на комбайне?
Хоть и собрано зерно
Да не хлеб еще оно.
Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить? (Ответы детей)
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
-Что это за порошок?
Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.
Дальше муку везут в пекарню.
Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал — пришел.
А сейчас кто может нарисовать алгоритм «хлебного пути»? (ребёнок выполняет задание)
А мы поиграем в игру «Цепочка»
-Откуда хлеб пришел?
-В магазин откуда попал?
-Что делают в пекарне?
-Из чего пекут хлеб?
-Кто вырастил пшеницу
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.)
Прежде, чем продолжить наш разговор, давайте рассмотрим зерна пшеницы, ржи, овса.
-Как называют эти зерна? (хлебные).
-Из пшеницы получают какую муку? (белую муку, пшеничную),
Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
(Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями)
-Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (Ответы детей: пшеничный, ржаной, пышный, мягкий аппетитный, хрустящий)
— А что ещё можно приготовить из муки и теста? (ответы детей)
Хлеб нужен каждому из нас, каждый день. Без хлеба не проживешь. Вот почему нужно к хлебу, относится с большим уважением, дорожить каждым кусочком хлеба.
«Ты кусочек доедай, а в корзинку не бросай»
«Сколько съешь, столько и отрежь»
А давайте попробуем сами приготовить и испечь булочки?!
( из готового теста показываю детям как слепить булочки, и предлагаю повторить самим, готовые булочки относятся на кухню для выпечки)
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 — 8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Cфера, 2005. — 118 с.
infourok.ru