Деньги и их роль в жизни героев Н

Деньги и их роль в жизни героев Н.В. Гоголя и в современном мире по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души»

Номинация «Литературное творчество»

Известный американский бизнесмен Роберт Кийосаки, автор игры «Денежный поток», писал: «Первый урок, который мы обязаны выучить, заключается в том, что сами по себе деньги не являются злом. Это просто инструмент, как, например, карандаш. Карандаш можно использовать для написания прекрасного любовного письма или жалобы, из-за которой последует увольнение. Дело не в самом предмете, а в мотивации человека, держащего в руках карандаш или деньги».

В этом высказывании он затрагивает проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей.

В наши дни эта проблема очень актуальна, потому что огромное количество людей, живущих за чертой бедности, не умеет приумножать заработанные средства, копейку превращать в рубль. Проще, конечно, ругать деньги, говорить, что от них все беды, и ничего не предпринимать для того, чтобы выбраться из нищеты. А вот начать свой маленький бизнес, падать и ошибаться, но идти вперед нелегко. Впрочем, каждый человек делает в жизни свой выбор, это его мир и его право.

В художественной литературе немало героев, в жизни которых деньги играют не последнюю роль. Например, Хлестаков, главный герой бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», каждый месяц получает от батюшки определенную сумму, а как он ими распоряжается, рассказывает его слуга Осип: «..батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка. Ей-Богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Как видим, имеющихся средств герою вполне хватило бы на безбедное существование, а при определенном усердии он мог бы добиться в жизни карьерного роста, достатка, но он, получив деньги, тут же тратит их на развлечения, дорогую одежду, вкусную еду, проигрывает в карты. Когда же деньги заканчиваются, продает последние штаны. А почему? Да потому, что он пустой человек, у него нет никакой цели в жизни. Кроме развлечений, его ничто не интересует. Деньги для него не добро и не зло, просто бумажки, помогающие прожигать жизнь.

Он не умеет управлять личными финансами, не
умеет контролировать свои расходы.

Оставшись без гроша, Хлестаков ничуть не раскаивается. «А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться!» — восклицает он.

Герой мечтает: «А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом», но бездействует, не задумывается о том, как поправить свое материальное положение.

И вот, казалось бы, ему улыбнулась удача: чиновники уездного города приняли его за ревизора и осыпали деньгами. И что же наш герой? Как он решил распорядиться неожиданно свалившимися на него финансами? «Ого! за тысячу перевалило. Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» — восклицает Хлестаков. И понятно, что он опять проиграет все до копейки и опять будет голодать в каком-нибудь уездном городишке.

В современном мире встречается немало таких людей: наследство, большой выигрыш неожиданно сваливаются им на голову, но они не умеют разумно тратить, управлять своими деньгами, а потому вскоре лишаются всего и остаются у разбитого корыта.

А вот Плюшкин, герой поэмы Гоголя «Мертвые души», относится к деньгам по-другому: он жаден до безобразия, каждая копейка у него на счету, но можно ли назвать его благополучным человеком?

Когда-то он был хорошим хозяином, «сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни…» Во всем был достаток. Плюшкин, как опытный коммерсант, умело руководил своим большим поместьем, в доме всегда было много гостей, его «приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством».

Что же случилось с героем? Как из человека он
превратился в паука?

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что деньги — это всего лишь средство для достижения своих целей, и, чтобы правильно воспользоваться ими, чтобы они принесли доход, необходимо усвоить уроки финансовой грамотности.

xn--h1aahkxm.xn--p1ai

Чехов “Крыжовник”

Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.

Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.

За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».

Большой замысел «Маленькой трилогии»

В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».

Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).

На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.

Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».

От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».

История чиновника, который мечтал стать барином

Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.

Читать еще:  Как выращивать астру из семян в домашних условиях?

Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.

Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.

В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.

Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.

Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.

Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».

Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.

Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.

Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.

«Футлярная» жизнь Николая Ивановича

История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.

У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.

По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.

Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.

Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.

Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.

В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника». Это короткий, но очень глубокий рассказ.

Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.

Слово автора

Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.

В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.

Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.

Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».

Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.

r-book.club

12 мультиков, где деньги создают проблемы

А герои их решают. Или нет

Даже мир анимации не обходит такая насущная тема, как деньги. Ну как не обходит — есть полным-полно примеров, где мультгерои в принципе не имеют денег и всех сопутствующих этим коварным бумажкам проблем. И тем не менее, встречаются ситуации, когда в мультике так или иначе решается финансовый вопрос. И мы про них расскажем. А в конце статьи вас ждет тест!

Важно: в подборку вошли полнометражные ленты. В сериалах денежная тема, конечно, тоже поднимается — одни «Утиные истории» сколько стоят. В короткометражках — аналогично, все мы помним, как закончил жадный раджа из «Золотой антилопы». Но это все лежит на поверхности, а мы расскажем о более тонких финансовых моментах, трудностях и способах их решения.

Читать еще:  Как выращивать водоросли в аквариуме в домашних условиях?

ДЕНЕГ НЕТ, НО МЫ ДЕРЖИМСЯ

Начнем с мультиков, где ничего не подозревающие герои столкнулись с неприятной реальностью капиталистического мира: за услуги нужно платить. Деньгами, золотом, ценными бумагами. Нет таких? Значит, придется выкручиваться как-то еще!

№ 1: «Смешарики. Дежавю»

Проблема: За оказание масштабной услуги по осуществлению путешествия во времени агентство «Дежавю» взяло и попросило… деньги, вот ведь незадача! «Оплачивать будете наличными или карточкой?» — «Карточкой», — весело ответил Крош и сунул Кроту в лапу картонку с машинкой. И понеслось, по временам и пространствам.

Решение: Вынужденное путешествие по четырем эпохам, целью которого стало возвращение домой в круглой целости и живой сохранности. Оплошность Кроша, кстати, как-то тактично замяли, но мы напоминаем: если заказываете праздничное мероприятие, не забудьте позаботиться о своевременной оплате!

№ 2: «Муми-тролли на Ривьере»

Проблема: За оказание элитной услуги по заселению в крутой отель с семейства муми-троллей взяли и попросили… деньги. «Вот ведь незадача», — подумали герои и пошли ночевать на берег, предварительно устроив в шикарном номере эпичный хаос.

Решение: С ним как-то не сложилось, но муми-тролли многое поняли и осознали об устройстве мира за границами их уютного, лишенного денежных отношений Муми-дола. Суета сует, на самом деле, а главное для них — это пространство, тишина и блины с вареньем.

№ 3: «Анастасия»

Проблема: Чтобы попасть в заветный Париж из Санкт-Петербурга, Анастасии нужна виза, а на нее нужны деньги. В карманах после приюта — традиционная сиротская пустота. Как же поступить юной леди для достижения важной цели?

Решение: Обратиться к местному аферисту, конечно же! Но на самом деле так делать не надо. Анастасии с Дмитрием, можно сказать, повезло, а в реальной жизни все могло закончиться весьма печально.

№ 4: «Дикие предки»

Проблема: Очень пещерный, наивный и добрый Даг со своим первобытным племенем столкнулись с представителями «бронзового» века, где в ходу звонкие монеты, до которых охочи буквально все. А Даг их буквально впервые увидел. А на кону, между тем, судьба дома первобытного племени, где под землей полно залежей ценного металла.

Решение: Зачем нужны деньги, если можно заключить пари и выиграть его? И не так важно, что Даг и его друзья ничего не знают про футбол. Командная игра — вот ключ к победе!

ДОБЫТЧИЦЫ И ДОБЫТЧИКИ

Переходим к мультфильмам, где столкнувшиеся с нуждой персонажи отправляются на заработки тем или иным способом и с тем или иным успехом.

№ 5: «Иллюзионист»

Проблема: Ремесло пожилого фокусника оказывается на задворках интересов публики из-за других модных развлечений, он выкручивается и работает, как может. И тут герой встречается с девочкой, которая по-настоящему поверила в его чудеса. Но денег на жизнь это не прибавило — увы, наоборот.

Решение: Чтобы поддерживать в ребенке эту веру и при этом хоть как-то выживать, пожилой фокусник работает как вол и выкручивается, как может. Грустная и жизненная история.

№ 6: «Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя»

Проблема: Очень творческий и талантливый медведь Эрнест живет в нищете, потому что окружающее его общество далековато от музыки и цирка. Не сказать, чтобы это сильно беспокоило Эрнеста, но есть-то хочется. Очень. Настолько, что даже попрошайничеством пришлось заниматься.

Решение: Пришло в виде юркой мышки Селестины, которая подсказала, как пробраться в подсобку кондитерской лавочки. Так, стоп. Воровство — тем более не решение финансовой проблемы, но в этом чудном французском мультфильме все закончилось хорошо и разумно.

№ 7: «Зверопой»

Проблема: Дело всей жизни коалы Бастера Муна, театр его отца, буквально развалился на кусочки и даже в воде поплавал. Сюда же — полностью испорченная репутация заведения и абсолютное отсутствие денег. Особенно тех, больших, что Бастер нечаянно пообещал за победу в вокальном конкурсе.

Решение: Перед настоящим искусством проблемы меркнут, как свет в зале перед большим шоу. Сомневаемся, что пример Бастера «устроить концерт на развалинах, принадлежащих банку», является хорошим, зато «Зверопой» помогает понять, как вредна рутина и полезно занятие тем, что ты действительно любишь.

№ 8: «Гадкий я»

Проблема: Чтобы совершить величайшее злодеяние и украсть Луну, гадкому Грю обязательно нужна ракета, а местный банк «для плохишей» отказал в кредитовании. Что же делать?

Решение: Собирать деньги с миньонов, продавать старье и строить ракету из хлама! Браво, Грю, если бы еще цель была не такой сомнительной, цены бы этому действу не было. Тот случай, когда упорство и смекалка перевешивают отсутствие финансирования извне.

№ 9: «Принцесса и лягушка»

Проблема: Молодая девушка Тиана мечтает заняться малым бизнесом и открыть свой ресторан, деньги копятся очень медленно, а работать приходится упорно и с утра до ночи.

Решение: Упорно работать с утра до ночи. Желательно вместе с мужем, которого из повесы и транжиры удалось наставить на путь труда и целеустремленности. Это самая умная принцесса Диснея, на наш взгляд.

№ 10: «Добытчица»

Проблема: Большая семья осталась без взрослых мужчин, что в суровом исламском патриархальном строе почти равнозначно смерти.

Решение: Юная Парвана переодевается мальчиком, чтобы хоть как-то заработать и прокормить родных. Очень, очень жизненный и грустный мультфильм.

ПРОБЛЕМЫ С ХРАНЕНИЕМ И ТРАНСПОРТИРОВКОЙ

И напоследок — пара поучительных историй о том, когда деньги есть, а что с ними делать и как хранить, не очень понятно.

№ 11: «Дорога на Эльдорадо»

Проблема: Несметные богатства легендарного Эльдорадо, горы золота и народ, считающий двух прохвостов Тулио и Мигеля настоящими божествами. Богатства хороши, но как их вывезти в цивилизацию?

Решение: Ответ оказался прост: никак. Богатства хороши, но верные друзья и сохраненные жизни многократно важнее.

№ 12: «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Проблема: Огромный ком народного золота, который Алеше Поповичу и его товарищам надо как-то пристроить на хранение, пока шла битва с коварным супостатом.

Решение: Оказалось очень неудачным — отдавать жадному Князю этот шарик на хранение точно не стоило. Зато он очень эпично и несколько раз прокатился по городу. В общем, всегда проверяйте порядочность тех, кому доверяете свои деньги.

На этом все! И теперь мы предлагаем вам пройти тест, насколько ваши дети финансово грамотны.

Еще больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте.

tlum.ru

Танк «Мать-Родина»

Пять фронтовиков

Мария Иосифовна Орлова больше всего на свете любила угощать собственными пирожками и булочками. Получались они у нее не то что пальчики оближешь — откусишь.

С виду — добрая бабушка, домашняя, уютная, теплая. Воспитывала с мужем Федором Михайловичем, героем Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, трех сыновей и дочь. В выходные в доме устраивали музыкальные посиделки, дети освоили фортепьяно, гитару, балалайку, мама солировала. А потом — обязательный семейный обед.

Читать еще:  Лучшие сорта циний

В 1941-м Мария Иосифовна осталась одна. На фронт ушли все. В том числе 63-летний муж в составе дивизии народного ополчения, которую через пару месяцев возглавил (на севере Москвы есть улица Комдива Орлова — это в честь него. Кстати, за все войны, что он прошел, был 25 раз ранен). Младший сын Василий, мамин любимец, командовал танковым батальоном, Евгений в скором времени перебрался в батальон к брату, а дочка Маша воевала в составе прославленного авиаполка Марины Расковой.

В сентябре пришла первая похоронка: старший сын Владимир погиб, защищая Ленинград.

Госпитальная мама

— Конечно, Мария Иосифовна не могла усидеть дома, — вспоминает ее внучка, известный кинорежиссер Ренита Андреевна Григорьева. — И она пошла работать в госпиталь. Она ведь и во время Гражданской помоталась с мужем по фронтам и там с ранеными возилась. Все в госпитале ее мамой звали. Тогда же сын Василий приехал с фронта в Москву для ремонта танков и познакомился с моей мамой Ниной Поповой — первым секретарем Краснопресненского райкома партии. Они поженились. А вскоре Мария Иосифовна забрала меня к себе в госпиталь: маме же некогда было за мной следить.

— Чем могла помочь десятилетняя девочка?

— Что вы, я пришлась к месту! Нас при госпитале было таких четверо. Ухаживать за ранеными — не самое важное, главное — их развлекать. Я увлекалась опереттой, вот и пела по палатам, чаще всего про любовь. Мне так здорово хлопали, что возомнила себя настоящей артисткой.

Комиссионный сбор

В 1944-м Мария Иосифовна получила от Васи письмо, где он обмолвился: танк, на котором воевал, сильно пострадал в бою,

«. жаль, хорошая была машина». И мать решила действовать.

— Она написала в Кремль, чтобы ей разрешили собрать деньги на новый танк для сына, — вспоминает Ренита Андреевна. — А потом сложила все свое имущество: отрезы материи, сапожки, валенки, ложки — выгребла все! — и понесла в комиссионку. Собрала все семейные сбережения, но главное — сдала золотые саблю и портсигар, которыми мужа еще в Гражданскую наградил Михаил Фрунзе. Саблю выкупил музей Красной армии.

— Разве этого могло хватить? «Тридцатьчетверка» в конце войны стоила около 150 тысяч.

— Нет, конечно. Денег власти наверняка добавили. Но не в этом дело. Сталин прислал Марии Иосифовне благодарственную телеграмму, а танк доставили в воинскую часть и 14 марта 1945 года вручили командиру — полковнику Василию Орлову. После войны мы много раз пытались узнать, кто же догадался краской написать на башне танка «Мать-Родина», но так и не узнали. Это, скорее всего, было народное творчество, кто-то из простых танкистов.

Геройская гибель

Танк принял экипаж младшего лейтенанта Петра Кашникова из 126-го танкового полка 17-й гвардейской механизированной бригады. Вскоре Мария Иосифовна получила письмо, в котором танкисты благодарили за подарок и обещали «. еще беспощаднее громить гитлеровское зверье». Обещание сдержали, воевали геройски: более десятка танков и бронетехники, десяток автомашин противника успели уничтожить до 28 апреля.

В этот день экипаж погиб в окрестностях Потсдама: два фаустпатрона поразили Т-34 с расстояния 40 метров.

Танк «Мать-Родина» закончил свой боевой путь вместе с экипажем. Это подтверждает журнал боевых действий полка, который изучил в Центральном архиве министерства обороны питерский военный исследователь Виктор Толстых. Там же нашлась и ведомость на списание танка N0412497. Восстановлению он не подлежал. Хотя в советские годы находились свидетели, видевшие «Мать-Родину» на улицах поверженного Берлина.

— Этого быть не могло, — говорит Виктор Толстых. — Есть акт технического состояния: сгорело все — от вооружения и оптики до мотора и ходовой части, а сам броневой корпус был разорван. Пробоина кормовой надмоторной брони могла быть не критичной, но пробоина правого борта в том месте, где находится радист-пулеметчик, не оставила экипажу шансов на спасение. Видимо, в боевом отделении полыхнуло топливо, а затем сдетонировал боекомплект. После осмотра было принято решение «. машину списать, как безвозвратные потери».

А за месяц с небольшим до этого, через четыре дня после получения материнского подарка, в смертном бою у местечка Гисмансдорф погиб гвардии полковник Василий Орлов, самый молодой командир корпуса в Красной армии. Его тело на самолете маршала Конева брат Евгений доставил в Москву. Мать до последнего надеялась, что произошла ошибка.

6 апреля 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Орлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Последний марш-бросок

После войны 17-ю гвардейскую бригаду несколько раз переформировывали. В итоге она — уже как 81-й гвардейский мотострелковый полк — была дислоцирована в немецком городе Эберсвальде. Воинская часть уже оснащалась современной техникой, но в отдельном боксе бережно хранилась полковая реликвия — «тридцатьчетверка» с надписью «Мать-Родина» на броне. Одна из оставшихся «в живых».

В 1965 году в честь 20-летия Победы танк установили на постаменте, думалось, навсегда. Но в начале1990-х начался вывод советских войск из Германии.

— Тут и начались у танка приключения, — рассказывает Виктор Толстых. — Сначала он в составе полка переехал на трейлере в гарнизон Черноречье Самарской области (поселок Рощинский) и там был воздвигнут на постамент возле солдатского клуба. В 1998 году его перевезли в Саратов, где создавался музей бронетехники. И в суете открытия музея чиновники все перепутали: полковник Орлов стал генерал-майором, «Мать-Родина» превратилась в «Родину-Мать», а сам памятник, оказалось, посвящен саратовским танкистам. И лишь в 2013 году благодаря областной ветеранской организации «Боевое братство» и ее руководителю Юрию Сияшину танку было возвращено подлинное имя, установлена мемориальная доска с описанием его истории.

Разговор с сыном

Мария Иосифовна умерла в 1969 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем, дочерью и любимым сыном Василием.

— За несколько лет до смерти ее наградили в Кремле орденом «Отечественной войны» I степени, — вспоминает Ренита Андреевна. — Все военачальники Советского Союза стоя аплодировали ей. А она все послевоенные годы каждый день садилась в кресло перед большим портретом Васи и разговаривала с ним. Все переживала, что не сумела его защитить. Даже танковой броней.

Сколько стоил танк Т-34*

1940 г. 429 256 руб начало 1941 г. 305 295 руб 1942 г. на заводе N 183 (Нижний Тагил) 166 000 руб 1942 г. на заводе N 112 (Сормово) 209 000 руб 1942 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения (Свердловск) 273 000 руб 1942 г. на заводе N 174 (Омск) 312 000 руб 1943 г. на заводе N 183 (Нижний Тагил) 136 500 руб 1945 г. (танк Т-34-85) 130 500 руб

Разница определялась технологией, в том числе наличием/отсутствием конвейерного производства.
* Источник: Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937 — 1943. М., 2006. С. 206. 363-364.

rg.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector