Как выращивают хлеб для детей подготовительной группы?

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – наше богатство»

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – наше богатство»

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Авторы занятия: Пинтеску И. С. — воспитатель 2 квалификационной категории, Нежданова З. А.- старший воспитатель высшей квалификационной категории, Пикунова Н. Н. — музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30» г. Сергиев Посад.

Раздел:

Формирование целостной картины мира.

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Его покупают в магазине.

А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

А что такое мука, из чего её получают?

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Что же делает комбайн?

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

На хлебозавод, пекарню.

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

А как все эти продукты называются одним словом?

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Какие машины помогают хлеборобам?

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Как нужно относится к хлебу?

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

vospitatel.com.ua

Конспект занятия «Как выращивают хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект занятия для детей старшей группы

Скачать:

Вложение Размер
kak_vyrashchivayut_hleb.docx 21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Как выращивают хлеб»

На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, разнообразии хлебобулочных изделий о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, что если очень трудно вырастить. Закрепить знание детей о различиях города и села.

Наглядно — тематический материал:

Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый, черный), хлебобулочные изделия.

Воспитатель: вспомнить, чем отличается город от деревни?

Дети: разные дома, транспорт, труд людей.

Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

Дети: разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно (перед детьми выставляются несколько картин с изображением города и деревни; воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть)

Воспитатель: вы видите много разных картин, внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому- то единому общему признаку. (Дети делят картинки на те, что относятся к деревне)

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку :

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет!

Воспитатель: А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?

Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый. Чтение ребенком стихотворения : «Голубь и пшеничное зернышко» Н. Юсупова

Рано утром голубок прилетел на бугорок,

Видит — стебель не простой

Длинный, длинный золотой

Наверху усатый колос

Слышит голубь звонкий голос:

  1. Поскорей меня в гнездо свое возьми!
  2. Поскорей голодных деток накорми!
  3. Детки зернышки клюют, клюют, клюют
  4. Детки песенку веселую поют
  5. Слава туче, что вспоила росток!- гули, гули
  6. Слава солнцу, что спасло стебелек!- гули, гули

Слава полю, где созрел колосок! — гули, гули!

Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это сделано?

Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку. Нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально) Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и « работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Проводится работа по картинке . Дети все вместе составляют рассказ по серии картинок)

Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю. Воспитатель: Куда мы пришли?

Воспитатель: Что мы видим там?

Дети: Трактор пашет землю

Воспитатель: Для чего он пашет землю?

Дети: Чтобы земля была мягкая

Воспитатель: А если зерно посеять на невспаханную землю — вырастет урожай? Почему?

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Воспитатель: А можно сказать землепашец?

Это слово тоже из двух слов. Из каких? (земля, пахать)

Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (показ картины, где люди сеют зерно)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно проросло?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле

(выполняют действия в соответствие с текстом)

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели

Мы говорим: «Хлеб»

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны

Мы говорим: « Хлеб»

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой

Мы говорим: «Хлеб»

Тесто тужиться в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим: « Хлеб»

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явило

Воспитатель: Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. ( Демонстрация колосков пшеницы, ржи, зерен) Как выглядят эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотри. Что можно сказать вот об этом колоске? ( Дети составляют рассказ — исследование по описанию колоска)

Дети: он длинный, тонкий, у него очень длинный усик. Это колосок ржи. Зерно у ржи тоже длинное.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он? Дети: Колосок пшеницы короче, а зернышки круглые.

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:

Прилетает в поле птица

Спелую убрать пшеницу?

Воспитатель: Да приходят комбайны на поле (показ картины) Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (повторяют хором и индивидуально) Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпается в грузовую машину, потом зерно везут на мельницу. Там их мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно сделать из муки? Как сказать двумя словами? Дети: хлебобулочные изделия?

Словарно- дидактическая игра с мячом

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову « хлеб»

  1. Назови ласково (хлебушек)
  2. Крошки хлебные какие? (хлебные)
  3. Квас из хлеба как называется (хлебный)
  4. Прибор для резки хлеба (хлеборезка)
  5. Посуда для хлеба (хлебница)
  6. Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
  7. Кто печет хлеб (хлебопек)
  8. Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)
  9. Как называют изделия из теста (хлебобулочные изделия)
  10. Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
  11. Дети: В булочной

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную (дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать по вкусу? (дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу) Воспитатель: Вот видите ребята как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. , Какие пословицы вы знаете ? (ответы детей)

  1. Каша- матушка наша, а хлеб ржаной — отец родной.
  2. Хочешь, есть калачи — не сиди на печи
  3. Хлеб всему голова
  4. Счастлив край, весел край, где обилен урожай
  5. Лето со снопами, осень с пирогами
  6. Ржаной хлебушко, пшеничному калачу — дедушка
  7. Зернышко — к зернышку — будет мешок

Воспитатель: «Хлеб всему голова». Почему так говорят? Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно выращивать его и поэтому вы ребята должны с уважением относится к хлебу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно поможет закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращив.

Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра.

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями.

. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫРАЩИВАНИЯ ХЛЕБА.

Занятие с использованием новых технологий в соответствии с ФГОС ДО.

В данном конспекте представлено занятие по познавательному развитию на тему «Как выращивать хлеб» для детей средней группы.

nsportal.ru

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Как выращивают хлеб»

Цели:

  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  • Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Учить разгадывать загадки;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
  • Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Материал:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Предварительная работа:

Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.

Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.

I. Оргмомент

Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

В-ль: Ребята отгадайте загадку:

Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!

В-ль: Правильно, это хлеб.

Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.

Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.

Дети рассматривают, обговаривают.

В-ль: А кто знает, из чего все это делают?

В-ль: А что такое мука, из чего её получают?

В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.

В-ль: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …..

Ответ детей. (Тракторист)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

В-ль: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)

Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Жирный сочный чернозем.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

Теперь можно начинать сеять!

К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.

В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива

(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе …

В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.

В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).

В-ль: Что же делает комбайн?

В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!

Стали зернышки мукою.

В-ль: Куда же потом?

Ответы детей (на хлебозавод).

В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

Физ. минутка “Тестомесы”

В-ль: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?

В-ль: Манную крупу делают из пшеницы.

В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.

Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

В-ль: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:

“Хлеб – батюшка, вода – матушка”

“Будет хлеб – будет и песня”

“Много свету – много хлеба”

“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”

“Хлеб надо всегда доедать”

“Хлеб нельзя бросать на пол”

В-ль: Дети, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).

В-ль: Какие машины помогают хлеборобам?

Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

В-ль: Как нужно относиться к хлебу?

В-ль: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

· Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

· Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба: сравнить их с современными техническими средствами;

· Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки» 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»

  • Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было
    машин;
  • Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения
    муки, выпечкой хлеба : сравнить их с современными техническими средствами;
  • Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

  • презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
  • снопики злаковых культур, серп, сито.

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином. А из чего же пекут хлеб?

Правильно – из муки. А мука из чего получается? Правильно…

И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад! И с тех пор они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосом.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи ее сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Стих «Ломоть хлеба»

Хлеба мягкого ломоть,

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же выглядит пшеница?

У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато — золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.

Ребята, вы, конечно помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок.

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»

В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский». Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Стих «Ржаной хлеб»

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придаёт,

Любит хлебушек народ.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было не много ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!

Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).

А теперь загадки:

  • Чтобы караваем мы могли гордиться,

в поле собираем колоски… (пшеницы)

  • Он злак, он в поле колосится,

он не ячмень и не пшеница,

из злака хлеб ржаной хорош,

когда созреет в поле…(рожь)

На соломинке стоит? (колос)

На столе лежу куском. (хлеб)

Физминутка : — Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами

В землю зёрнышко попало – присесть

Прорастать на солнце стало – руки вверх

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал – медленно встать

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся – поворот вокруг себя

Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?

Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».

Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ».

Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.

Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.

Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.

Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.

Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.

Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.

Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе. (за работу)

Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.

Труженица мельница встала у реки,

Намели нам мельница из зерна муки!

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьём

С мёдом и корицей коврижку испечём!

Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».

А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.

Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.

Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.

О том, как возделывают пшеничный ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами в следующий встрече.

А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки :

  • Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)

Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).

Даст нам хлебушек…(Пшеница)

Нам его подарит…(Рожь)

  • Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)

С пятки на носок.

Вот и срезал колосок (Серп)

  • На горе-горушке стоит старушка,

руками машет, хлеба просит;

дашь ей хлеба — назад отдаёт. (Ветряная мельница)

  • Маленький Афанасик травкой подпоясан. (Сноп)

Хлеб ржаной. Батоны, булки

Не забудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы.

Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра.

Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.Задачи:• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб».

Презентация «Как выращивали хлеб наши предки».

Как выращивают хлеб Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.Задачи:Расширить представления, знания детей о т.

Беседа с детьми «Как выращивают хлеб&raquo.

nsportal.ru

Презентация. Тема : «Как колосок на стол хлебом пришёл».

    Клавдия Гайворонская 2 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Презентация. Тема : «Как колосок на стол хлебом пришёл». Составитель: воспитатель 1- ой квалификационной категории Тюрина Марина Васильевна МДОУ д/с 5 общеразвивающего вида город Дедовск

2 Конспект НОД по ознакомлению с окружающим: «Как колосок на стол хлебом пришел».

3 Программное содержание: Образовательные: познакомить детей с трудом хлеборобов; закрепить знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди; знакомить детей со злаковыми культурами; познакомить и показать значимость сельскохозяйственной техники; формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие: развивать воображение, логическое мышление; развивать эмоциональную сферу воспитанников; развивать сенсорные навыки; учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать; обогащать словарный запас, развивать связную речь. Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, к труду людей, его выращивающих; воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать, самостоятельность, наблюдательность и любознательность. Оборудование: кусочки хлеба; колоски пшеницы, ржи; «чудесный мешочек»; проектор со слайдами; мяч, логико-смысловая модель; карточки для логикосмысловой модели.

4 Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок; разгадывание загадок; рассматривание картин, иллюстраций о хлебе; чтение литературных произведений по теме c последующим обсуждением М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В Крупин «Отцовкое поле»; непосредственно образовательная деятельность (познавательная, трудовая и продуктивная деятельность) ; беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми. Интеграция областей: — Познание; — Труд; — Социализация; — Коммуникация.

5 . Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие.

6 Послушайте, пожалуйста, стихотворение, и скажите, о чём мы сегодня с вами будем говорить. 1. Организационный момент. Воспитатель: (читает стихотворение) Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам хлебом. — Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? — О хлебе! — Правильно, молодцы!

7 Мы с вами будем отслеживать путь маленького зёрнышка до самого каравая хлебного и выкладывать цепочку фотографий. — Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы хлеб попал на стол, он должен проделать долгий путь. В давние времена не было не заводов, не техники. Как вы думаете, кто же мог помогать людям? Дети: Люди на лошадях плугом вспахивали поля. А в наше время работу людям облегчили машины.

8 У нас есть собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек). Давайте вспомним, как появляются колоски и чем они отличаются? — Колос пшеницы толще, чем колос ржи. — Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные. — Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (Ответы). — Из пшеницы пшеничная мука, белая. — А изо ржи ржаная мука, темная. — Ребята, как узнать, что урожай созрел? — Колоски желтые, золотые, усатые А что дальше делают с колосками? (Достают зерна молотят. Это делает специальная машина). А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать? А зачем зерна достают? (Из них делают муку измельчают). А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).

9 Рассматриваем колоски и зёрна пшеницы

10 Динамическая пауза с элементами психогимнастики. Дети стоят с воспитателем: — Ребята, посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Представьте, что вы — маленькие зернышки. Игра «Зернышко». Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски- толстячки, превратитесь в колоски-худышки.

11 Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем ещё в одну игру «Угадай на ощупь». В мешочках разложены зерна разных круп, вы должны определить и назвать их.

12 Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого? Дети: Зубами. Воспитатель: Потом чем? Дети: Камнем. Воспитатель: Спустя какое — то время люди придумали ступку и пестик. Давайте мы тоже попробуем растереть зерно камнем и в ступке, как это у нас получится? Одна подгруппа детей растирает зерно с помощью дощечки и камня, друга с помощью пестика и ступки. Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями? Дети: Нет, нужно потратить много времени и сил. Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.

13 Пальчиковая гимнастика Хлеб. Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто) А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги) Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши). Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед).

14 Воспитатель. А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово». (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»). Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю: Назови хлеб ласково (Хлебушек). Квас из хлеба как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка). Посуда для хлеба. (Хлебница). Кто выращивает хлеб? (Хлебороб). Кто печет хлеб? (Хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия). Крошки хлеба какие? (Хлебные). Молодцы! Вы хорошо играли.

15 Воспитатель: Вы все знаете, что хлеб бывает пшеничный белый и ржаной черный. Вот сейчас вы с закрытыми глазами попробуете кусочки хлеба и определите на вкус, белый он или черный. Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного и черного ржаного хлеба. Какой он- хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. Дети: Ароматный, аппетитный, вкусный, душистый, мягкий, свежий.

16 Воспитатель: Из зерен злаков люди не только выпекают вкусный и ароматный хлеб, но и готовят множество других блюд. Игра «Кто больше назовет блюд». Воспитатель: Хлеб-это продукт, который едят люди во всем мире. Кто знает, какие виды хлеба пекут в разных странах? Дети: Лаваш, лепешки, багет, галеты. Если дети затрудняются, воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий.

17 Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Дети: ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА БУДЕТ ХЛЕБ-БУДЕТ И ОБЕД ХЛЕБ В ПУТИ НЕ ВТЯГОСТЬ ПЛОХ ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ КТО ТРУДИТЬСЯ РАД, ТОТ БУДЕТ ХЛЕБОМ БОГАТ КАКОВА ЗЕМЛЯ, ТАКОВ И ХЛЕБ БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО У КОГО ХЛЕБ РОДИТСЯ, ТОТ ВСЕГДА ВЕСЕЛИТСЯ Воспитатель: К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют с куском хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно вырастить хлеб, берегут его. Поэтому если вы взяли кусок хлеба то съешьте его, а не хотите есть, не берите.

18 Давайте посмотрим, какая смысловая цепочка у нас получилась.(..)

19 А сейчас мы с вами помастерим.,представим себя кондитерами и вылепим из теста разные вкусности(из солёного теста дети по выбору лепят всевозможные хлебобулочные изделия) В конце занятия все изделия сложить на красивый поднос и выставить на обозрение родителям.

20 Наши плюшки, калачи, ватрушки

21 Наши калачи, лепёшки Конкурсная работа на тему: «Лучшая профессия», занявшая 1- е место в районе в 2009 году

22 Поделка из солёного теста «Книга», занявшая 2 е место в районном конкурсе на тему: «Профессия»

docplayer.ru

Планирование по теме «Хлеб»; подготовительная группа

ТЕМА НЕДЕЛИ «ХЛЕБ»

ЦЕЛЬ
• закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле
• знакомить с пословицами и поговорками о хлебе
• познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол;
• расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• Создание условий для рассматривания альбома подбором репродукций картин И. Шишкина «Рожь» , Г. Мясоедова «Жатва» И. Машков «Снедь московская. Хлебы», М. Клодта «На пашне», А. Венецианов «На пашне. Весна» Репин И. «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне»
• Создать условия для вырезания по контуру сельскохозяйственных машин, хлебобулочных изделий самостоятельное рисование злаков, различных хлебных изделий, работа в раскрасках «Хлеба», «Злаки»
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
• Разместить для рассматривания гербарии злаков, набор емкостей с различной мукой, крупой, получаемой из злаков
• Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Что сначала — что потом?» «Назови злак»
• Серия демонстрационных пособий «Злаки» «Хлебобулочные изделия», «Специальный транспорт»
• Иллюстрации с изображением полевых работах, людей разных профессий, выращивающих хлеб
ЦЕНТР ЗНАКОМСТВА С КНИГОЙ
• Книги энциклопедического содержания
• Книги А. Маркуша «Что где растет» , Л.Н. Извековой «Что всего дороже», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Л.Кузьмин «Заветное дело»
• Размещение в книжном уголке подборки иллюстраций и картинок с изображением сохи, плуга, труда крестьян в поле.
ИГРОВОЙ УГОЛОК
• Пополнить игровой уголок новыми игрушками и муляжами хлебных изделий из соленого теста для игры в магазин «Хлебный», создать условия для изготовления муляжей из соленого теста
• Усложнить с/р игру «Полеводы» (внести тракторы, комбайны, бороны, сеялки)
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
• Д/и «Дерево нужных слов»: загадки, ребусы злаках, пословицы и поговорки о хлебе.
• Внести схемы- алгоритм «Хлеб печем», «Как хлеб делали»» для самостоятельного составления рассказов.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
• Внести пальчиковый театр «Колосок»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО

1. Подборка и оформление рецептов домашней выпечки.
2. Подобрать и выучить 2 – 3 пословицы о хлебе
3. Организовать в группе чаепитие с печеньем и булочками, домашней выпечкой
4. Побеседовать с детьми о том, что даёт село городу, а город селу.
5. Привлечь ребёнка к изготовлению хлебобулочных изделий дома совместно со взрослым
6. Предложить родителям сходить с детьми в хлебный отдел продуктового магазина, рассмотреть обилие хлебобулочных изделий, обратить внимание на запах свежего хлеба
7. Родителям предложить ребенку рассказать о том, как хлеб пришел на наш стол
Полный текст материала Планирование по теме «Хлеб»; подготовительная группа смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Автор: Хомченко Любовь Федоровна → федоровнаЯ

—> 31.10.2012 0 20805 1804

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

pedsovet.su

Читать еще:  Как выращивать аметист в домашних условиях?
Ссылка на основную публикацию