Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
· Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
· Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба: сравнить их с современными техническими средствами;
· Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки» | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»
- Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было
машин; - Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения
муки, выпечкой хлеба : сравнить их с современными техническими средствами; - Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
- презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
- снопики злаковых культур, серп, сито.
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином. А из чего же пекут хлеб?
Правильно – из муки. А мука из чего получается? Правильно…
И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад! И с тех пор они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».
И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосом.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи ее сестрице,
Они кормят за обедом
Нас душистым сдобным хлебом.
Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!
Стих «Ломоть хлеба»
Хлеба мягкого ломоть,
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
Как же выглядит пшеница?
У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато — золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.
Ребята, вы, конечно помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок.
Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.
Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!
К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»
В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский». Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.
Стих «Ржаной хлеб»
Вот тебе ломоть ржаной!
Он душистый, он живой.
Вкусен он с лучком зеленым
И с огурчиком соленым.
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придаёт,
Любит хлебушек народ.
Как же выглядит колосок ржи?
У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.
Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было не много ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!
Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).
А теперь загадки:
- Чтобы караваем мы могли гордиться,
в поле собираем колоски… (пшеницы)
- Он злак, он в поле колосится,
он не ячмень и не пшеница,
из злака хлеб ржаной хорош,
когда созреет в поле…(рожь)
На соломинке стоит? (колос)
На столе лежу куском. (хлеб)
Физминутка : — Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами
В землю зёрнышко попало – присесть
Прорастать на солнце стало – руки вверх
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал – медленно встать
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся – поворот вокруг себя
Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?
Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!
Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».
Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.
Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».
Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.
Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ».
Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.
В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.
Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.
Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.
Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.
Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.
Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.
Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе. (за работу)
Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.
Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.
А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.
Труженица мельница встала у реки,
Намели нам мельница из зерна муки!
Мельница не ленится – вертит жернова,
И шумит и пенится быстрая вода.
А мука струится и бежит ручьём
С мёдом и корицей коврижку испечём!
Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».
А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.
Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.
Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.
О том, как возделывают пшеничный ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами в следующий встрече.
А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки :
- Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).
Даст нам хлебушек…(Пшеница)
Нам его подарит…(Рожь)
- Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)
С пятки на носок.
Вот и срезал колосок (Серп)
- На горе-горушке стоит старушка,
руками машет, хлеба просит;
дашь ей хлеба — назад отдаёт. (Ветряная мельница)
- Маленький Афанасик травкой подпоясан. (Сноп)
Хлеб ржаной. Батоны, булки
Не забудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы.
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра.
Цель: развивать способности детей к речевой деятельности.Задачи:• Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.• Учить составлять рассказ по картинкам, передавая .
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб».
Презентация «Как выращивали хлеб наши предки».
Как выращивают хлеб Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.Задачи:Расширить представления, знания детей о т.
Беседа с детьми «Как выращивают хлеб».
nsportal.ru
Купить: Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое пособие :: Демонстрационные материалы :: книги почтой, книги курьером, книги наложенным платежом :: книжный магазин XXLBook.RU
|
|
|
|
|
|
|
|
Категория: Воспитательная работа с дошкольниками; Демонстрационные материалы; Знакомство с миром вокруг нас; Серия: Расскажите детям; Серия наглядно—дидактических пособий «Расскажите детям» предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома.
Оно учит не только расставлять мебель, но и общаться друг с другом, и, как выясняется, его принципы во многом совпадают с мудрыми приметами наших предков.
Категория: Детская психология; Книги для родителей; Общая педагогика; Серия: Воспитание. Образование. Педагогика.; Все родители хотят вырастить своих малышей здоровыми, гармонично развитыми людьми, помочь максимально проявиться их талантам. Методики наших авторов помогут вам выбрать .
Категория: Английский язык; Автор: Ионина Анна Альбертовна; Саакян Аида Суреновна; В пособии наглядно и четко представлены все основные вопросы по грамматике английского языка. Может быть использовано как преподавателями на аудиторных занятиях, так и для самостоятельного обучения.
Категория: Изобразительное искусство; Серия: Образовательная система «Школа 2100»; Может использоваться в составе учебно-методического комплекта «Технология», а также как самостоятельное пособие по ИЗО. Тетрадь является составной частью комплекта учебников и .
Категория: Справочники, тесты, сборники задач по химии; Химия (7-9 классы); Пособие содержит дидактический материал, предназначенный для организации самостоятельной работы и проверки знаний учащихся по курсу химии 8 класса. Материалы сборника могут быть использованы при учебной нагрузке как два, так и три часа в неделю.
Категория: Сборники учебных материалов для начальной школы; Серия: Мир деятельности; Учебное пособие может быть использовано для обучения младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Предполагает реализацию в учебном процессе дидактической системы и .
Категория: Авторские методики; Серия: Школа диабета; Незаменимое пособие для людей, больных диабетом! Уникальный комплект — книга и DVD-диск с учебным фильмом. Фильм Школа диабета является первым российским учебным пособием для диабетиков. В нем наглядно представлены все необходимые приемы и. www.xxlbook.ru Э. Емельянова: Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое пособиеАннотация к книге «Как наши предки выращивали хлеб. Наглядно-дидактическое пособие»Пособие с яркими четкими картинками поможет Вам рассказать малышам, как наши предки выращивали хлеб. Они узнают много нового и интересного о том, как на Руси пахали, сеяли, о том, как рос хлеб, о жатве, обмолоте зерна, о том, как на мельнице зерно превращали в муку, о выпечке хлеба в русской печи и о роли хлеба на столе. На оборотной стороне карточек содержатся необходимые сведения, стихи, поговорки, загадки обо всех стадиях выращивания и приготовления хлеба на Руси. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для каждого малыша.
Прекрасное особие с картинками и описанием на оборотной стороне о том как наши предки выращивали хлеб. Эта информация поможет сделать Ваш рассказ увлекательным и познавательным для для детей старшего дошкольного возраста. Прекрасное учебное пособие. Формат А4. Отличное качество полиграфии: все картинки яркие, четкие, хорошо прорисованные. Картон плотный, без запаха. На оборотной стороне информация об определенной стадии выращивания хлеба, загадки, пословицы, народные приметы. Наглядно можно объяснить ребенку что такое плуг, соха, сноп, серп, стог, молотьба. Дети должны знать эти слова. 9 из 10 школьников не знают, что такое жёрнов. Воспользовавшись этим изданием, вы сможете дать вашему ребенку эти знания. Очень. www.labirint.ru Как наши предки хлеб выращивали демонстрационный материал? Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь? На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе. В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников. xn—-7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai Наглядно — демонстрационный материалНаглядно — демонстрационный материал Репка: Наглядно-дидактическое пособие -М.: Мозаика-Синтез, 2010.-(Играем в сказку) Авиация: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Арктика и Антарктика: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Бытовая техника: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Водный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Государственные символы России: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Деревья и листья: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. День победы: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Домашние животные: Наглядно-дидактическое пособие -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Домашние птицы: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Животные-домашние питомцы: Наглядно — дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Животные жарких стран: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Животные средней полосы: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Космос: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Морские обитатели: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Музыкальные инструменты: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Насекомые: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Овощи: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Посуда: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Спортивный инвентарь: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Цветы: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Ягоды лесные: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Ягоды садовые: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Серия «Расскажи детям о…» Расскажи детям об овощах: Наглядно дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о фруктах: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о садовых ягодах: наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о деревьях: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажите детям о животных жарких стран: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о морских обитателях: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о птицах: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о насекомых: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о космосе: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о музеях и выставках Москвы: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о грибах: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о домашних животных: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о хлебе: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о бытовых приборах: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о домашних питомцах: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Расскажи детям о транспорте: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. Кем быть: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Родная природа: Наглядно-дидактическое пособие. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. Дымковская игрушка: Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинка. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. Гжель: Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинках. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. — Детям о времени. — Береги живое 1 ч. — Береги живое 2 ч. — Из чего мы сделаны 2. — Малыши крепыши 2 ч. — Готов ли ты к школе? (обучение грамоте). -Готов ли ты к школе? (математика). — Кто как устроен? — Что перепутал художник. — Ремесла Киевской Руси. — Валеология 1 и 2 ч. — История в картинках 1 и 2 ч. -Портреты зарубежных композиторов. — Портреты русских композиторов. -Как наши предки выращивали хлеб. — Беседы по картинкам. «Уроки вежливости». — Беседы по картинкам. «Чувства. Эмоции». — Беседы по картинкам. «Уроки экологии». -Рассказы по картинкам «В деревне». -Рассказы по картинкам «Распорядок дня». — Насонкина вежливости. Дошкольникам об этикете. — Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка. — Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице. — Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения. -Птицы родного края (книга) -Птицы. Какие они? (книга) -Какие звери в лесу? (книга) — Все самые (птицы) Бианки В. -Права маленького гражданина. -Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного.. -Это кот, это шар.. читаем с монтессори. -Здравствуй как живешь? Гимнастика для пальчиков. pandia.ru как наши предки выращивали хлеб наглядно дидактическое пособиеНаглядно-дидактические пособия и оснащение ДОО. Карточки на иностранных и русском языках. Рабочие тетради и тесты для дошкольников. Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте Звуковичок» Лиханова Нина Леонидовна. Наглядно-дидактические пособия и оснащение ДОО.Наглядные пособия для занятий с детьми дошкольного возраста. своими наработками в подборе наглядных пособий, настольно- печатных игр, дидактических игр.. дидактический материал для дошкольников. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей..
Наглядно-дидактические пособия. Тематический словарь в картинках (53). Мир в картинках (37). Рассказы по картинкам (19). Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников кНАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ (карточки, демонстрационный материал и т.п.) для занятий с детьми дошкольного возраста. Наглядно дидактическое пособие для занятий с Вашим ребенком дома, в детском саду или в начальной школе.. Наглядные пособия,дидактический материал для детей. Группа, Дети, Москва, Россия. Картинки для развития словарного запаса, особенно нужны детям с.
Наглядно-дидактические пособия для детского сада широко представлены в ассортименте нашего интернет-магазина.. Наглядные пособия для занятий с детьми дошкольного возраста.Наглядное пособие для дошкольников Наш дом. Презентации для детей на тему: «Фрукты, ягоды, грибы,овощи, Дидактический материал на лексическую тему Хлеб kak-nashi-predki-vyraschivali-hleb-naglyadno-didakticheskoe-.obivka.spb.ru |