Занятия восточных славян в VIII—IX вв
Занятия восточных славян в VIII—IX вв.
Занятия восточных славян в VIII—IX вв. сформировались под влиянием природно-климатических факторов Восточно-Европейской равнины. Основным занятием стало земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки. Выращивали славяне и технические культуры — лён, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два-три года давал достаточно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотёрками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.
Землю обрабатывали вначале деревянным ралом, а затем плугом с железным лемехом. Применение железных орудий позволило увеличить площади распаханных земель и перейти к пашенной форме земледелия. Славянам были известны двухпольный и трёхпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся земля делилась на две части. Одна использовалась для выращивания хлеба, а другая половина отдыхала — находилась под паром. При трёхпольном севообороте помимо пара и озимого поля, засеваемого осенью, выделялось ещё и яровое, на котором сеяли весной. Однако эта форма получила распространение преимущественно в южных районах, поскольку на лесном Севере долго не было необходимых площадей распаханной земли. Там долго сохранялась подсечная форма земледелия.
О масштабах производства зерна свидетельствуют обнаруженные археологами ямы-хранилища. Некоторые из них могли вместить до 5 тонн зерна.
С развитием земледелия было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе — лошадей.
Наряду с развитым земледелием, важное место в хозяйстве сохраняли охота, рыболовство и бортничество. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Бортничество — сбор мёда диких пчёл — являлось особенностью хозяйства именно славян, поскольку мёд и пчелиный воск, а также меха были основными предметами внешней торговли.
www.wikiznanie.ru
Чем питались наши предки
Племена росичей, русичей, поляне, древляне, боровичей и других жили вдоль самого Днепра и его притоков Рось, Роська, Россава, Расставица и еще около трех десятков небольших рек и ручьев. Они в VIII-X веках вели сравнительно скромное сельское хозяйство. Трудно представить, но набор исходных продуктов был крайне ограничен.
Весной сеяли ячмень, овес и рожь, про пшеницу еще не знали. Она появилась позже, а тогда для выпечки хлеба использовали в основном ячмень и рожь. Помол муки представлял сложную работу, поэтому в главной Слободе каждого племени имелась ручная каменная мельница. Жители везли зерно в Слободу, а там производили помол. За это половина муки оставалась в самой Слободе, где проживал воевода и его дружина.
Ячмень дробили при помощи специальных молотков. Потом из дробленки варили каши.
Торговля с причерноморским краем, а ее вели в период половодья, помогла получить гречиху. Она свое название получила от греков, проживавших на северных берегах Черного моря. Очень неприхотливое растение стала основой для каш и муки из гречневой крупы. В приднепровской зоне гречиха показала высокую урожайность и засухоустойчивость.
О картофеле в те далекие годы и не помышляли. Его роль выполняла брюква. Двулетнее растение, требующее определенного ухода и полива, давало небольшой урожай, около 100…150 кг с сотки (тогда таких мер еще не существовало). Брюква хранилась до середины весны и позволяла нашим предкам поддерживать себя довольно бодрыми до свежей зелени.
Репа являлась одним из основных растительных продуктов. Ее парили в печах, что снижало резкость вкуса и повышало усвояемость. Видимо в те далекие времена и родилась сказка про репку.
Существовала и капуста. Но она не завязывалась в кочаны. Это была листовая капуста, похожая на современные салаты. Хранилась она крайне плохо, поэтому использовалась только летом и осенью.
Ранней весной для питания использовали крапиву. Ее ошпарировали, а потом поедали мягкие листья, содержащие полный набор витаминов.
Войны с кочевыми племенами хазар неожиданно принесли на древнюю Русь семена тыквы. Тыкву выращивали повсеместно, ее семена разбрасывали вдоль тропинок и дорог. Тыква хорошо хранилась в течение зимы. Ее запаривали и добавляли в каши. Часто тыкву применяли в качестве приправы к мясу.
Огурец имеет именно приднепровское происхождение. Огурцы не являлись основным продуктом, но их использовали, чтобы несколько разнообразить стол.
Лес помогал выжить. В лесах собирали грибы, которые варили, а еще больше сушили, чтобы в течение зимы отваривать и добавлять в кашу. Белок грибов подобен мясному и имеет отличный вкус. В лесах собирали ягоды, дикие груши и яблоки. Варить варенье или компоты еще не умели, поэтому потребляли в свежем виде. Некоторые ягоды высушивали и зимой ели сушеные ягоды.
Как появился в этих краях лук доподлинно неизвестно. Наши предки умели его выращивать и на репку и на перо. Чеснок пришел вместе с воинствующими хазарами, те использовали его для приготовления мяса – тушили в больших ямах. Наши предки переняли у своих постоянных врагов такой способ приготовления мяса.
Масло?! Его заменял жир от животных, добытых на охоте. Растительного масла не было в рационе питания наших предков. Молоко еще не стало продуктом питания. Только небольшие стада коз могли давать весьма ограниченное количество молока. Крупный рогатый скот был представлен турами, которые и стали предшественниками современных коров. На них шла охота, а телят отлавливали и использовали в качестве тягловых животных. На быках и коровах пахали, их держали только ради мяса. Позже их стали держать и ради навоза, которым стали удобрять поля.
В лесах водились пчелы, и бортничество позволяло получать мед. Его не разбазаривали и гнезда не разоряли. В стволах деревьев вырубали небольшие отверстия, через которые вырезали часть сотов. Именно эти соты и давали углеводы и сладость. Через некоторое время пчелы заделывали повреждения в стволах или использовали отверстия в качестве дополнительных летков.
По весне добывали сладковатый березовый и кленовый соки. Эти соки помогали ранней весной получить набор витаминов и сладости. Занятие по добычи сока деревьев было довольно серьезным делом. Есть подтверждения, что из кленового сока выпаривали влагу и получали концентрированный сироп.
Охота позволяла запасать мясо. Охотились на кабанов, туров, лосей, барсуков и зайцев. Шкурами животных утепляли жилище. Чтобы выделать шкуры и пошить из них теплую одежду, нужны соль и кислота. Соль выменивали на торгах в низовьях Днепра. Для получения кислоты использовали щавель. Выжимали щавелевый сок, разводили водой и производили пиклевание шкур. После пиклевания шкуры приобретали прочность и эластичность. Носкость вещей повышалась многократно.
Охотились также на соболей, куниц, белку. Их шкурки тоже выделывали солью и щавелевой кислотой. Именно эти шкурки, а также мед являлись основной валютой для обмена на торгах с греками. Добытых пушных зверьков также съедали. Особенно ценились белки, обладающие очень нежным мясом.
Где-то в начале IX века научились засаливать мясо и сало. После засолки они могли храниться довольно долго. Соленое мясо и сало являлось основой белковой и жирной пищей в походах.
Особое место занимала рыбалка. Ловили с помощью вятелей – ловушек, сплетенных из ивового прута. Вятель забрасывали в воду, а через некоторое время в него заплывала рыба, и заползали раки. Вятель вынимался наружу, собирался улов. Рыба на столе наших предков была значительно чаще чем мясо. Наверное, тогда и стали готовить уху.
Раков запекали в углях. Они быстро становились очень вкусными и ароматными.
Сегодня трудно представить, как с таким скудным набором продуктов можно было существовать.
m.ruspravda.info
Сельское хозяйство в Древней Руси
Сельское хозяйство Древней Руси — отрасль хозяйства Древней Руси, направленная на обеспечение древнерусского населения продовольствием (пищей, едой).
Содержание
[править] Земледелие
Основу сельского хозяйства древнерусского государства составляло земледелие. Земледельцы выращивали такие культуры, как рожь, ячмень, полбу, овес, пшеницу, просо, горох, чечевицу и репу.
На южных территориях государства пахотные угодья возделывались крестьянами с помощью плуга, реже — рала, с двойной упряжкой волов. На севере в качестве тягловых животных использовали лошадей, орудием труда здесь была соха, запряженной лошадьми.
Землю могли использовать под двупольный или трехпольный севообороты. При двуполье пригодная для посевов земля делилась на две части — одна часть была занята под озимые посевы, вторая была «под паром», т. е. отдыхала. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, появлялось еще и яровое.
[править] Животноводство
Славяне также занимались разведением домашних животных. Крестьяне держали у себя в хозяйстве коров, лошадей, овец, свиней, коз, и домашнюю птицу.
[править] Промыслы
Также наши предки не брезговали промысловой деятельностью. Любили заниматься бортничеством. О Русском мёде шла великая слава в Византии и Землях Востока. Рыболовство и охота тоже обеспечивали крестьян продуктами питания и сырьем для ремесла. Меха так же имели славу и почет у иноземцев. [1]
cyclowiki.org
§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.
Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего земледелия. Здесь рано при обработке почвы взамен мотыги стали применять плуг. Древнейший плуг с железным наконечником назывался «рало» (от слова «орать» – пахать).
На севере славяне отвоёвывали у леса участки земли для посевов, применяя подсечную, или огневую, систему земледелия. Вначале подрубали деревья и давали им высохнуть, затем сжигали их. Зёрна клали в оставшуюся после сожжения деревьев и кустарника рыхлую золу, которая служила удобрением. Примитивной бороной, сделанной из ствола ели с полуобрубленными ветками, рыхлили почву.
В VIII – X веках подсечное земледелие уходило в прошлое. На смену ему пришла переложная система (перелог). Поля делили на два участка, один вспахивали и засевали, второй – «отдыхал» 2 – 3 года. После этого засевали участок, который «отдыхал», оставляя нетронутым тот, что прежде давал урожай. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, овёс, лён, гречиху, коноплю.
Изменился характер охоты славян. Её целью являлось уже не получение пищи, а добыча пушнины. Собольи, беличьи, заячьи и шкурки других животных пользовались большим спросом на внешних рынках, и торговля ими приносила хороший доход. Для вождя и его приближённых охота стала развлечением. Они охотились с ловчими птицами (соколами и ястребами), которых добывали с помощью «перевесов», т. е. больших сетей, натянутых высоко над землёй в местах птичьих перелётов.
Рало (плуг), двузубая соха
Жизнь восточных славян. Художник С. Иванов
Славяне занимались рыбной ловлей, используя невод или острогу. Другим важным занятием было бортничество (от слова «борть» – дупло дерева) – добыча мёда диких пчёл. Мёдом и воском, как и мехами, бойко торговали.
Ремёсла. К важнейшим и древнейшим ремёслам восточных славян относились плотницкое, кузнечное и гончарное дело.
Сырьём для выплавки железа была болотная руда, в избытке имевшаяся в лесах Восточной Европы. Железо «варили» в специальных печах. В верхнее отверстие глиняной печи засыпали древесный уголь и руду. В печи разжигали огонь. Затем через нижние отверстия (сопла) нагнетали мехами воздух, чтобы достичь в печи нужной для выплавки железа температуры. Эта работа была чрезвычайно трудоёмкой. Варка руды давала крицу – мягкую и пористую железную массу, которую затем проковывали молотами на наковальне. Слово «кузнец» произошло от слова «кузнь» (металлическое изделие).
Печь для варки железа
Примитивные сосуды из глины после изобретения гончарного круга стали более разнообразными. Гончары делали в основном горшки для варки пищи в печах, хранения молока, зерновых культур, воды и пр.
В славянских семьях изготовляли всё необходимое для собственного потребления: обувь, одежду, утварь, посуду, обрабатывали кожу и меха. Из льна и конопли ткали ткани. Пряжу пряли на веретене.
Поселения, жилища и одежда славян. Переход к пашенному земледелию, развитие ремесла и торговли повлекли за собой разложение родовой общины как объединения людей, связанных общими интересами. Появилась сельская (соседская) община.
В лесной полосе сельскую общину называли «погостом», или «миром», в южных районах – «вервью». Сельская община объединяла не родственников, а семьи соседей, занимавшихся земледелием.
Южные племена славян жили в землянках и полуземлянках. Полуземлянки углублялись в землю, над которой возвышалась часть стены.
Внутреннее помещение землянки полностью находилось под землёй. Крупные поселения состояли из 20 – 30 полуземлянок и нередко связывались между собой крытыми переходами. Славяне заботились и об оборонительных сооружениях, огораживая свои селения стенами, валами и рвами. Такие поселения появились в VIII – IX веках.
На севере строили деревянные срубы – избы с дощатым полом и большой печью. Топили по-чёрному – печь не имела дымохода. Через отверстие в её верхнем своде дым шёл в избу и выходил наружу через окна и дверь.
Изба обогревалась, и одновременно уничтожались различные насекомые. Окна были небольшими, «волоковыми»: в двух смежных брёвнах прорубалось узкое продолговатое отверстие, при необходимости его задвигали («заволакивали») доской. Для освещения избы использовали лучину (тонко наколотые деревянные палочки).
Крестьяне и горожане, мужчины и женщины, богатые и бедные одевались в рубахи или сорочки. Женская одежда была длинной. Мужская одежда представляла собой холщовую рубашку-косоворотку с металлическими, костяными или деревянными пуговицами, её подпоясывали узким ремнём. Поверх рубахи весной и осенью надевали грубошёрстную тёплую одежду, в зимнее время обычно – овчинную шубу. Мужчины заправляли штаны в сапоги, предварительно обмотав ноги онучами.
Женщины носили украшения: серебряные или бронзовые височные кольца, бусы, браслеты.
Язычество. Слово «язычество» славянского происхождения («язык» – народ). Так назывались древние, до принятия христианства, верования восточных славян.
В представлении наших далёких предков-язычников мир состоял из четырёх частей – земли, неба со светилами (звёздами), воды?, омывающей землю, и подземного мира. Славяне почитали богиню плодородия («матерь урожая») Макошь. Солнце олицетворял бог Хорс – символ добра и света, изгоняющий тьму. Другое имя бога солнца и небесного огня – Дажбог. Его отца – Сварога – почитали как бога неба и небесного огня. Родоначальником славян считался бог Род. Богом грозы и покровителем воинов был Перун. Велес (Волос) – скотий бог почитался как бог богатства. В древности слово «скот» имело значение «имущество», «деньги».
Наши предки верили в существование души, которая жила в теле человека и покидала его, когда он умирал. Наделяя богов сверхъестественной силой, жрецы, кудесники, волхвы обращались к ним за помощью, задабривая – приносили жертвы и совершали различные обряды.
Они молились и гадали, чтобы узнать волю богов. Жрецы хорошо знали природные приметы и по ним могли предсказать ненастье или хорошую погоду. Это придавало их действиям таинственную силу, вызывавшую уважение простых людей.
Славяне считали, что волхвы и кудесники не только проникли в тайны природы и небесных светил, но могли толковать сны и предсказывать будущее.
Места языческих обрядов назывались капища (от старославянского слова «капь» – изображение, идол). На капищах стояли деревянные или каменные изображения богов. Одни славяне молились богу-громовержцу и приносили ему жертвы, другие почитали реки и их обитателей (русалок), жители лесов поклонялись сказочному получеловеку-полумедведю. На острове Хортица на Днепре у огромного дуба, который считался священным, купцы и воины приносили в жертву кур, оставляли кусочки хлеба и мяса.
Острога – вилообразное орудие для ловли рыбы.
Онучи – кусок плотной ткани, которую навёртывали на ноги, а затем надевали сапоги или лапти.
Язычество (от слова «язык» – народ) – идолопоклонство, многобожие. Поклонение идолам как мнимым божествам.
Волхв – у древних славян – предсказатель будущего, мудрец, колдун.
Вопросы и задания
1. Чем отличалось пашенное земледелие от подсечного?
2. Назовите основные занятия славян.
3. Составьте рассказ о занятиях восточных славян по иллюстрации «Жизнь восточных славян».
4. Сравните жизнь древних германцев и славян, используя знания истории Средних веков.
5. Подготовьте доклад об одном из славянских богов.
Работаем с документом
Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своём сочинении «О войне с готами» рассказал о предках восточных славян:
«Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
1. Составьте рассказ о жизни славян.
2. Укажите, в чём, по вашему мнению, были различия в обычаях и нравах гуннов и славян.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 1
Долгим и полным опасностей был путь человечества от первобытности к цивилизации. Прошли тысячи лет, прежде чем люди научились добывать огонь, создали первые каменные орудия труда и простые жилища, объединились в родовые общины. Пытливый разум помогал им успешно противостоять силам природы и совершенствовать орудия труда. На необъятных просторах нашей Родины проживали многочисленные племена с оригинальными культурами и бытом. Появились религиозные культы и связанные с ними языческие обряды и верования.
И оседлые земледельцы, и степные кочевники объединялись в племенные союзы. Возникали города, в которых развивались ремёсла и торговля, что способствовало налаживанию торговых и культурных связей между отдельными народами. Территориальная соседская община пришла на смену родовой; из общей массы населения выделилась знать. На территории нашей страны появились первые государства.
history.wikireading.ru